Общее·количество·просмотров·страницы

Методическая копилка


Родительское собрание
«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»
(см. Предшкольное образование и система работы с родителями / С.Ю. Прохорова, Н.В.Нигматуллина, Е.В.Белоногова, Л.Я.Белянина. – 
М.: АРКТИ, 2008. – 92 с.)
Цели:
помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребёнка;
показать родителям роль полноценного общения детей в развитии личности;
дать рекомендации родителям по выработке стиля поведения с застенчивыми детьми;
развить навыки рефлексии собственной воспитательской позиции.
Подготовительная работа:
подбор и классификация игр на развитие коммуникативных способностей;
разработка памятки для родителей;
изготовление приглашений для родителей;
подбор литературы по данной теме;
проведение диагностических методик с детьми подготовительной группы (методика Н.Е. Вераксы «Коммуникативные способности», проективная рисуночная методика «Моя семья»).

Форма проведения - мозговой штурм.
Участники: воспитатель, родители, педагог-психолог, старший воспитатель.
Оборудование и материалы:
выставка литературы «Такие разные наши дети»;
мультимедийный проектор, слайды с фотографиями детей.
Ход собрания:
Вступительное слово старшего воспитателя.
Читает стихотворение В.Берестова
Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В семье растёт ребёнок и первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая добро и зло. Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, умеющим общаться с окружающими. Но не всегда это получается. Задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность к общению включает в себя
желание вступать в контакт с окружающими (Я хочу!);
умение организовать общение (Я умею!);
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (Я знаю!).
Всему этому ребёнок учится в семье, в детской группе, в общении со взрослыми.
Сообщение педагога-психолога о результатах диагностики коммуникативных способностей детей подготовительной группы.
Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, подарив им взаимную любовь, потребность друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром?
По данным социологов, за сутки родители уделяют своим детям в среднем 18-22 минуты. Неужели это норма?!
Педагог-психолог сообщает результаты диагностики.
Сообщение педагога-психолога
«Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость?»
Сколько же внимания получает ребёнок застенчивый?
Однажды он ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться.
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.
Чтоб не столкнуться, он замедлил шаг,
Чтоб не забыться, спорить не решался,
А собственное мненье прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.
Он никому на свете не мешал,
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его была теперь ошибкой.
В.Берестов
Для родителей, как правило, застенчивый ребёнок – идеал: он робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, точно тень. Он ни в чём Вам не перечит, похож на пластилин, из которого можно вылепить всё, что угодно. Такой ребёнок не устроит Вам истерику в гостях, своей воспитанностью он потрясёт всех. Уже в три года он способен управлять собой и не выплёскивать эмоций наружу.
Задание для родителей.
Возьмите в руки листок бумаги и разделите его на две половинки. В одной половинке напишите положительные черты характера застенчивого ребёнка, в другой – отрицательные.
Обсуждение написанного.
Многие родители путают застенчивость и замкнутость, так как внешние проявления у них похожи. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Но замкнутый ребёнок чаще всего не знает, что нужно делать и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш хочет общаться, знает, что нужно делать, но не может применить эти знания.
Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Взрослых это устраивает до тех пор, пока застенчивость не начинает мешать им и самому ребёнку: он боится всего, что ему незнакомо, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, отказывается от общения со сверстниками и ничего не может сделать в присутствии посторонних. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребёнка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как им очень трудно подойти к другому и договориться об игре. Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такие же эмоции, как и другие дети, но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что застенчивые дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на себя, что стимулирует развитие невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения).
Причины развития застенчивости ещё не совсем изучены, но чаще всего застенчивые дети встречаются
в семьях, где авторитарные родители возлагают неоправданно большие надежды на своего ребёнка. Эти родители часто недовольны физическим развитием и умом ребёнка, подчёркивают его неполноценность, высмеивают его в присутствии других;
в семьях, где есть ещё один ребёнок, которому противопоставляют данного малыша. В этом случае у застенчивого ребёнка вырабатывается психологическая защита, заключающаяся в том, что он перестаёт проявлять инициативу в общении и деятельности, ведёт себя тихо и незаметно, чтобы «не вызвать огонь на себя»;
в семьях, где ребёнок единственный и имеет ограниченный круг общения;
В неполных семьях, где ребёнок воспитывается одинокой матерью.
Повышенная тревожность таких матерей, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребёнка, контролирует его во всём.
Можно говорить о том, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль поведения его родителей.
Если Вы считаете застенчивость проблемой ребёнка, то при взаимодействии с ним старайтесь
быть очень деликатным;
не отвергать его и не использовать авторитарные методы воспитания;
всё делать так, чтобы Ваш малыш не чувствовал себя незащищённым и зависимым от Вас;
«гасить» тревогу по любому поводу;
учить самоуважению;
хвалить и делать комплименты;
формировать в ребёнке уверенность в себе;
помочь найти ему в себе всё то, в чём он превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую;
учить ребёнка идти на разумный риск, уметь переносить поражения;
любыми способами поощрять все его игры со сверстниками;
не сравнивать его с другими, более успешными, детьми;
не сомневаться в умственных способностях своего малыша.
Игра для родителей «Ролевая гимнастика»
Родителям предлагаются ситуации из жизни, которые необходимо обыграть, распределив роли.
Ситуация 1. Представьте, что Вы, после неоднократных замечаний, входите в комнату ребёнка и видите, что на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки.
Ситуация 2. Вы в гостях у своих знакомых. За праздничным столом ваш ребёнок вертелся и нечаянно опрокинул вазочку с вареньем.
Ситуация 3. Ваш ребёнок пришёл домой  в слезах, соседский мальчик наехал колесом велосипеда на его мяч.
Завершение занятия.
Рефлексия. Подводя итоги, психолог предлагает родителям вспомнить основные этапы работы по сегодняшней теме и вручает памятки для родителей «Учим детей общению».
Памятка-рекомендация «Учим детей общению»
Расширяйте круг знакомств своего ребёнка, чаще приглашайте к себе  друзей, берите его в гости, увеличивайте маршруты прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым местам.
Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей; не старайтесь сами сделать всё за ребёнка, предупредить любые его затруднения. Дайте ему определённую меру свободы действий.
Постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в своих силах.
Привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением; создавайте ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы вступить в контакт с «чужим» взрослым. Например, в ситуации «вынужденного общения» на приёме у врача, в магазине, в библиотеке и т.д.
Важно найти для ребёнка какое-то дело, в котором он найдёт себя и добьётся успеха.
Искренне любите и уважайте ребёнка.
Обращайте внимание ребёнка на то, что каждый человек интересен по-своему и достоин общения.
Учите ребёнка нормам поведения в коллективе.



Групповая консультация с элементами тренинга
для родителей подготовительной группы
СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Цель: обучение родителей принципам и приемам эффективного взаимодействия с детьми.
Ход консультации.
Игра «Знакомство»
Ведущий: Итак, для начала давайте с вами познакомимся. Знакомиться будем так: у меня в руках мяч. Я называю свое имя и на его первую букву придумываю черту, характеризующую меня. Затем я передаю мяч своей соседке. Она повторяет мое имя и мою черту характера и называет себя. И так до конца круга. Поняли? Таким образом, мы с вами все перезнакомимся…(играем).
Все. Большое вам спасибо. Вы все молодцы. Ну, теперь мы немного друг друга знаем и нам будет легче и интереснее общаться.
Консультация с элементами беседы
Тема нашей сегодняшней встречи «Секреты общения с детьми».
- Как вы думаете, в чем секреты общения с детьми? (высказываются).
- Как правильно разговаривать с детьми, каким тоном? (отвечают).
- А если ребенок капризничает, не слушается, чего-то настойчиво требует, как лучше повести себя, как вы думаете? (высказывают предположения).
- А может все дело в том, что нужно правильно ребенка слушать? Как вы думаете, как правильно слушать детей, да и вообще собеседника? (отвечают).
- Если ребенок провинился, как вы думаете, стоит ли его ругать и как это лучше сделать? (отвечают).
- А как вы думаете, нужно ли наказывать детей?
- Как и за что можно наказывать?
- Каких результатов ждут родители, когда наказывают своего ребенка?
- Можно ли бить детей? Эффективный ли это способ воспитания?
- Молодцы! Спасибо вам за ваши ответы, за открытость, за то, что вы со мной поделились своими мыслями. Именно обсуждая проблемы и вопросы воспитания можно найти наилучшие способы общения с детьми.
Если можно, я сама хочу тоже поделиться с вами тем опытом, который накапливали многие годы ученые психологи, как теоретики, так и те, кто работает с детьми. Я вкратце расскажу вам о способах построения нормальных отношений с ребенком, расскажу о секретах, которые помогут вам научить ребенка слушаться. Расскажу о том, можно ли исправить отношения, если они зашли в тупик.
Хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Принцип этот – безусловное принятие. - Как вы думаете, что он означает? (ответы).
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, единственный, долгожданный и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!
Нередко от родителей можно слышать такое обращение к ребенку: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня ничего хорошего, пока ты не перестанешь… (драться, хулиганить)». В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его любят (или будут любить), «только если…». Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит.
Потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…». Психологи говорят, что ребенка необходимо обнимать несколько раз в день: 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше 8 объятий в день.
Легко следовать этим советам в спокойные моменты или если все идет хорошо. А если ребенок делает «не то», не слушается, раздражает? Как быть в таких случаях? (ответы).
Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается у него не все как надо: мозаинки рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветочек получается «не такой». Вам хочется вмешаться, научить, показать. И вот вы не выдерживаете: «Подожди, - говорите вы, - надо не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам».
Вообще разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще». Как же научить, если не указывать на ошибки? Знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особой осторожностью. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку, во-вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом; наконец замечания нужно всегда делать на фоне общего одобрения.
Из этого можно сделать вывод: не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты конечно справишься!»
Конечно, важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием. Другое дело, если он натолкнулся на серьезную трудность, с которой он не может справиться. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред. Что же делать в этом случае?
Если ребенку трудно, он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Что же значит активно слушать ребенка?
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо, и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях, «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание. Т.е., если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Если у ребенка проблема и переживание, а мы начнем советовать или давать критические замечания, то тем самым сообщим ребенку, что его переживание не важно, оно не принимается в расчет.
Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов  услышать о ней больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление.
Приведу один пример активного слушания:
Мама (входит в комнату дочки, видит беспорядок)
Мама: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!
Дочь:   Ну, мам, потом!
Мама: Тебе очень не хочется сейчас убираться…
Дочь (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная.
Итак, в этой ситуации, мама, как мы видим, встает на сторону дочери: она дает ей понять, что понимает ее.
О методе активного слушания можно говорить еще очень долго. Но у нас, к сожалению, не так много времени. Однако, хочу вам рассказать о некоторых правилах, которые помогут лучше использовать этот метод:
Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или колени, можно слегка притянуть ребенка к себе. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать или услышать.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:
Сын: Не буду водиться с Петей.
Родитель: Ты на него обиделся.
В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом.
В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить то, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.
Все, о чем я вам рассказала, это то немногое, что можно сказать по данной теме. Но мы ограничены временем. Хочу лишь вам сказать, что основной материал для нашей встречи я брала из этих книжек (показываю книги Ю.Б. Гиппенрейтер). Я очень рекомендую вам самим их прочитать. В этих книгах не просто скучная теория, которую трудно применить в жизни. Книги очень легко читаются, «на одном дыхании», и главное их качество: они снабжены большим количеством примеров из жизни. Они помогут вам выстроить хорошие, дружеские отношения с детьми, избежать нежелательных ситуаций в общении.
Решение педагогических задач
Ну, а теперь перейдем к следующей части нашей консультации. Вы, наверное, немного устали сидеть и слушать. Я вам предлагаю немного переключить внимание. Вы уже имеете свой опыт общения с детьми, плюс ко всему послушали мою информацию, получили новые знания. Но знания не имеют никакой силы, если они не применены на практике. Вот я вам и предлагаю немного попрактиковаться. Для начала давайте разделимся на команды по … человека в каждой. Каждая команда получает по одной педагогической задаче, которую необходимо решить в течение 5 минут. Вы прочитаете задачу, и всей командой будете искать выход из предложенной ситуации. А затем каждая команда выступит со своим решением перед другими, а все остальные могут послушать и, возможно, предложить свой выход из ситуации (я раздаю напечатанные на листочках задачи).
                                                              Задачи:
1. Ребенок не хочет идти спать. Ваши действия, как лучше поступить?
2. Ребенок кусается. Ваши действия, как лучше поступить?
3. Ребенок не хочет убирать игрушки. Ваши действия, как лучше поступить?
4. Ребенок дерется. Ваши действия, как лучше поступить?
5. Ребенок пугливый, чего-то боится. Ваши действия, как лучше поступить?
6. Ребенок требует купить игрушку в магазине. Ваши действия, как лучше поступить?
По истечении 5 минут каждая команда рассказывает, какой выход из сложившейся ситуации она нашла.
Все слушают. Далее обсуждаем.
- Что вы можете еще предложить, у кого-нибудь может быть есть свои варианты? (возможно отвечают).
Примерные вопросы после всех выступлений родителей:
- Можно ли ребенку запрещать это делать?
- Можно ли приказывать? А как надо просить?
- Нужно ли его выслушать?
- Можно ли оставить его одного на время в комнате?
- Нужно ли настаивать на извинениях, когда ситуация не много утряслась?
- Можно ли читать нотации?
В конце я подвожу итог.
Спасибо вам большое за совместную работу, я надеюсь, что вам это в жизни сможет пригодиться, и тогда вы с успехом справитесь с трудной ситуацией.
Ну а теперь перед вами выступит со своим сообщением Надежда Васильевна (выступает, зачитывает сообщение).
В конце: Большое вам спасибо за внимание, за участие в нашем семинаре! В заключении мы просим вас ответить на вопросы в маленькой анкете. Анкеты вы можете не подписывать (я раздаю анкеты, родители работают).
Еще раз благодарим вас за эту встречу, за то, что вы пришли и приняли активное участие! Мы очень довольны вашей работой и надеемся, что и в следующий раз вы захотите придти к нам. Будем надеяться на новые и интересные встречи. И для вас мы еще приготовили небольшие памятки, которые напомнят вам, о чем мы сегодня говорили и, возможно, помогут.
Анкета
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы:
1. Чем полезна именно для Вас данная встреча?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Какие конкретно приемы Вы будете использовать в своей работе?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Ваши пожелания на следующее занятие? О чем бы Вы хотели узнать лучше?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Огромное Вам спасибо!!!
Памятка
1. Безусловно принимать ребенка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он  есть!
2. Ребенка нужно чаще обнимать. Четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.
3. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
4. Недовольство ребенком не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!».
6. Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Рекомендуемая литература: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?».


Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, сплочение педколлектива, создание положительного настроя на работу.
План.
I. Организационный блок
1 Игра «Давайте поздороваемся» (5 мин.)
2 Энергизатор «Фруктовый салат» (5 мин.)
II.Формирующий блок
3 Мини-лекция «Что такое общение? Невербальное общение» (15 мин.)
4 Тест «Понимаете ли вы язык мимики?» (10 мин.)
5 Игра «Перебежки» (10 мин.)
6 Игра «Маленький зверёк» (5 мин.)
III. Рефлексивно-оценочный блок
7 Обратная связь (10 мин.)
8 Заключительное упражнение «Задуй свечи!» (3 мин.)

Игра «Давайте поздороваемся»
Цель. Почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, преодолеть отчужденность.
Участники по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
один хлопок — здороваемся за руку,
два хлопка — здороваемся плечиками,
три хлопка — здороваемся спинками.
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.

Энергизатор «Фруктовый салат»
Цель. Повышение энергетического потенциала.
Группа сидит в кругу. Водящий находится в центре круга без стула.
Рассчитать группу по принципу: «яблоко», «груша», «банан», «виноград». Попросить каждого запомнить «свой» фрукт.
Задача группы: когда водящий называет какой-то фрукт, например, яблоко, все «яблоки» должны встать и поменяться местами. Если кто не успел занять освободившийся стул, то он становится водящим. Водящие называют разные фрукты, а время от времени говорят: «Фруктовый салат». Это означает, что все участники должны поменяться местами.

Мини-лекция «Что такое общение? Невербальное общение»
Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности.
Невербальное общение - это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Язык невербальных компонентов общения:
- первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.
- вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.
Невербальный язык - вид общения, при котором не используются слова. Мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А.Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38 %, мимики, жестов, позы (невербальное общение) – 55 %. Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится.
Невербальное общение играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики.
Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение.
А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие. Мимика - подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личного пространства собеседника.
С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны -  уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед.
Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу. Поэтому попытки составить словари приемов невербального общения и их "считывания", также не приносят ничего хорошего.
В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и атмосферу.  Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства.  В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично.

Тест "Понимаете ли Вы язык мимики?"

Игра «Перебежки»
Цель. Развитие коммуникативных способностей.
Участники игры разбиваются на пары. В круг ставятся стулья соответственно числу пар играющих. Один участник игры сидит на стуле, а другой стоит у него за спиной, опустив руки вниз. Так образуются два круга: внутренний - из сидящих и внешний - из стоящих участников.
Сидящие в кругу делают друг другу определённые мимические знаки, например, подмигивают, что означает: «Давай меняться местами!». Задача каждого стоящего во внешнем кругу вовремя понять намерения партнёра и положить ему руки на плечи. Удерживать партнёра силой нельзя (во избежание травм). Затем игроки меняются местами.
Эта игра вносит определённый азарт.

Игра «Маленький зверёк»
Цель. Дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приёмов можно осуществлять мышечный контроль.
Психолог просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст:
«Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котёнок, щенок, птичка. Он такой маленький, что свободно помещается у вас в ладонях. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно лёгкими движениями больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на тёплое одеяло, которое находится рядом с вами на соседнем стуле. Убедитесь, что зверёк в полной безопасности. Улыбнитесь ему ещё раз. Теперь можете открыть глаза».

Заключительный этап. Обратная связь.
Цель. Развитие умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу, приобретение навыков самоанализа
Психолог просит участников тренинга по очереди, передавая соседу справа маленький мячик, сказать о том, что понравилось и что не понравилось ему на сегодняшнем занятии.

Заключительное упражнение «Задуй свечи!»
Ведущий тренинга просит участников встать полукругом, представить перед собой одну большую свечу и, набрав в грудь побольше воздуха, одним выдохом постараться дружно задуть её.








1 комментарий:

  1. Здравствуйте, Татьяна! Интересный практический материал, очень актуальная тема. Спасибо!

    ОтветитьУдалить