Общее·количество·просмотров·страницы

Система работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста



Формирование коммуникативной компетентности 
у детей дошкольного возраста
Коммуникативную компетентность старшего дошкольника мы понимаем как коммуникативные навыки, позволяющие человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с латинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом.
Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:
1) эмоциональный (чувствительность к другому);
2) когнитивный (познание другого);
3) поведенческий (способность к сотрудничеству).
В процессе коммуникации перед детьми возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. 
Поступление в школу - переломный моментом в жизни каждого ребенка: ему приходится переходить к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Дети 6-7 лет не всегда могут адекватно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между детьми, между взрослым и ребенком, для успешной социализации. 
Поэтому в старшем дошкольном возрасте профилактика трудностей в межличностной сфере приобретает наибольшую актуальность, так как именно этот возраст является сензитивным для овладения знаниями, умениями и навыками, способствующими эффективному взаимодействию с окружающими людьми, другими словами, для формирования коммуникативной компетентности.
Таким образом, одной из главных целей воспитательного процесса мы считаем формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста и реализуем её через решение следующих задач.
1) Формирование отзывчивости, эмпатии, внимания к действиям партнёров.
2) Обогащение знаниями об особенностях в характере и поведении людей.
3) Обучение способности предвидеть поведение другого и эффективно решать проблемы, возникающие между людьми. 
За долгие годы в нашем ДОУ сложилась целостная система работы в этом направлении. Она включает в себя 
просветительскую и профилактическую деятельность, 
психологическую и педагогическую диагностику, 
развивающие и коррекционные занятия, 
а также индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей.
С целью психологического просвещения родителей и профилактики трудностей во взаимодействии используются следующие формы работы: 
тематические родительские собрания (пример собрания «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению» [18] на страничке «Методическая копилка»);
групповые консультации для родителей, обеспокоенных общей проблемой (пример групповой консультации с элементами тренинга «Секреты общения с детьми» на страничке «Методическая копилка»);
заочное консультирование  - стенды, «раскладушки» с регулярно обновляющимся материалом. 
Среди педагогов в нашем учебном учреждении признана наиболее эффективной такая форма работы, как занятие с элементами психологического тренинга (пример такого занятия на страничке «Методическая копилка»).  Воспитатели получают необходимые знания и умения при помощи игр и упражнений, что делает работу увлекательной, и материал, полученный таким путём, легче применить на практике.
Идёт творческий процесс
Педагоги тоже играют
Рассказ из заголовков

Диагностика – важное звено в цепи работы по формированию коммуникативной компетентности воспитанников. Она позволяет выявить детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, и проследить за динамикой развития.
Педагоги старшей и подготовительной групп в начале и в конце учебного года составляют нормативные карты по Н.А.Коротковой и П.Г.Нежнову [14], в основу которых положена концепция Э.Эриксона. Диагностика охватывает 4 показателя, одним из которых является коммуникативная инициатива.
Данная нормативная карта даёт групповую картину: доминирующий уровень развития в группе и детей, развитие которых отклоняется в сторону опережения или запаздывания. В зависимости от полученной картины, воспитатель подбирает адекватную тактику воспитательного процесса. 
Развитие самоконтроля, обучение умению договариваться, соблюдать правила, быть внимательными друг к другу все эти задачи можно решать не только на специально отведённом занятии, но и в игре. В данной работе педагоги используют материалы из методических пособий Арцишевской И.Л. [1], Дубиной Л.А. [8], Мониной Г.Б. [12], Панфиловой М.А. [16, 17] и др. Примеры таких игр можно найти на страничке «Игры на развитие коммуникативности».
Психологическая диагностика проводится два раза в год при помощи методики Н.Е. Вераксы «Коммуникативные способности» [7]. Данная методика состоит из 4-х субтестов: «Взаимодействие со взрослым», «Взаимодействие со сверстником», «Понимание состояния взрослого», «Понимание состояния сверстника». Выбор ребёнком той или иной сюжетной картинки позволяет определить, различает ли малыш различные ситуации общения, понимает ли состояние других людей в данных ситуациях и способен ли на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. 
Для коррекционной работы педагогом-психологом  выбраны несколько программ: 
 - цикл занятий по учебному изданию «Я и другие» из серии «Беседы по картинкам» [23]. 
Издание состоит из 12 рисунков, которые посвящены воспитанию эмоций и умению общаться. Занятия проводятся два раза в неделю. Каждый информационный блок разбивался на 2 этапа. На первом – беседа по картине, инсценирование стихотворения, игра; на втором – продолжение истории, пересказ текста, работа со схемой, игра. 
- цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста [10]. 

Кроме того воспитатели старшей и подготовительной групп занимаются по методическому пособию Мулько И.Ф. [13]. 

Это игры и беседы, посвящённые теме этического воспитания ребёнка, привития ему необходимых коммуникативных навыков. На занятиях педагог раскрывает основы знаний об обществе. Материал отражает темы «Я и моя семья», «Мир взрослых», «В среде сверстников», «Мир предметов», «Я и природа».
Важное место в нашей системе по формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников занимает коллективная изобразительно-творческая деятельность, которая успешно осуществляется в условиях игры. При этом игровой прием создает положительную мотивацию деятельности, в которой раскрываются взаимоотношения детей, осуществляется «обучение» игровых персонажей, разгадываются загадки. 
Сюжетный мотив, определяя игровой характер общения детей, объединяет коллектив единой творческой задачей. Ролевые нагрузки распределяются так, что каждый участник свободен в воплощении творческого замысла. Прилагаются фото таких продуктов совместной деятельности, как «Горный пейзаж» и «Заюшкина избушка».


Подготовительная группа занимается по парциальной программе «Театр-творчество-дети» Сорокиной Н. Ф., Миланович Л. Г. [22]. Основные задачами данной программы, которые решаются средствами театрального искусства, являются: воспитание гуманных чувств детей, развитие стремления быть отзывчивым к взрослым, к детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, передаваемые различными средствами выразительности (жесты, мимика, выразительное движение, интонация); овладение формами нравственного поведения: прийти на помощь в трудную минуту, радоваться успеху сверстников, огорчаться в случаях их неудач и т.д.
В этой группе слаженный тандем опытных и творчески работающих педагогов. Под их руководством и руководством музыкального руководителя дети данной группы принимали участие в городском конкурсе «Театральный калейдоскоп» с инсценировкой сказки «Теремок» и были отмечены благодарственным письмом ГИМЦ.

Таким образом, чётко спланированная деятельность педагогов ДОУ по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников, проводится в нескольких направлениях  и имеет положительные результаты. 
В перспективе нашей работы в данном направлении введение занятий на развитие мира социальных взаимоотношений для детей 3-4 лет [4].

Список использованной литературы
1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Москва: АСТ, 2008. 
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - Москва: АСТ, 2009.
4. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А.Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 
5. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2001.
6. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.В. Кенеман; под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989.
7. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н.Е.Вераксы.  – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
8. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006.
9. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011.
10. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
11. Куражева Н.Ю.,  Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007. 
12. Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. - СПб.: Речь, 2005.
13. Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
14. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Москва, 2002.
15. Павлов И.В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. - СПб.: Речь, 2008.
16. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
17. Панфилова М.А. Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников.– М.: Сфера, 2002.
18. Предшкольное образование и система работы с родителями / С.Ю. Прохорова, Н.В.Нигматуллина, Е.В.Белоногова, Л.Я.Белянина. – М.: АРКТИ, 2008.
19. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009.
20. Развивалки для подготовки к школе:  развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
21. Рогалёва Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010
22. Сорокина Н.Ф. , Миланович Л. Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.
23. Фесюкова Л.Б. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – М.: Ранок, 2008.
24. Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М: Генезис, 2005.
25. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006.



1 комментарий:

  1. Очень интересный опыт работы по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время это актуально, так как многие дети испытывают затруднения в общении и со сверстниками, и со взрослыми. Ваш опыт попробую внедрить в работу нашего ДОУ!

    ОтветитьУдалить